МБОУ "СОШ"  села Усть-Кулом
село Усть-Кулом, Республика Коми
  • О школе

    МБОУ "СОШ" села Усть-Кулом является одной из лучшей школ Усть-Куломского района Республики Коми.Численность обучающихся около 1000 человек.

    В 2017 г. наша школа вошла в топ-300 лучших сельских школ России

    В школе работают профессионалы своего дела. Каждый год наша школа является одним из лидеров по результатам ГИА. В 2019 году открылся новый прекрасный учебный корпус для начальной школы.

    В нашей школе в 2021 году открылся IT-куб, а чуть ранее Точка Роста.

    Для учащихся школы имеются все условия для получения дополнительного образования, участия в различных мероприятиях, сохранения и укрепления здоровья. На базе школы проводятся различные районные мероприятия, конкурсы. олимпиады. В спортивном зале проходят районные спортивные соревнования, ведутся занятия спортивных секций для учащихся.

    С дошкольными образовательными учреждениями с. Усть - Кулом ведется работа по преемственности, составлен план совместной работы. Ежегодно во 2 полугодии учебного года на базе школы организуется "Школа
    будущего первоклассника". Для родителей (законных представителей) будущих первоклассников проводится родительский всеобуч.

    История школы

    По Указу императора Н.П. Романова в ряде казенных селений Вологодской губернии в 1843 году впервые были открыты сельские приходские училища. Одним из таких мест губернские чиновники определили с. Усть-Кулом. Оно было открыто при местной Петро-Павловской церкви, на ее доходы, в доме священника (попа) Алексея Стефановича Моторина, который и стал ее первым наставником (заведующим). Помогали ему матушка (попадья) Александра Григорьевна и дьякон М. А. Тюрнин.

    Учили в основном мальчиков, но если появлялись желающие и не было возражения священника, не отказывали и девочкам. Обучали чтению, счету, пению молитв, закону божьему. Занятия велись в свободное от работы время с 1 сентября по 1 мая. Учили плохо, окончившие школу едва умели подписать имя и фамилию, прочитать самый простой текст. В последующем стали учить в другом доме.

    В 1864 году в России была проведена земская реформа. Вскоре приходские училища стали переводить на счета земств и называть начальными народными училищами. В Усть-Куломе такое училище было открыто в 1872 году в приспособленном здании. По Положению училища могли быть одноклассными, где обучали 3-4 года, и изредка двуклассными, где обучали 6 лет.

    В 1874-75 учебном году обучалось 20 мальчиков и 2 девочки. В 1888 году соответственно 65 и 9. Дети приходили не только с Усть-Кулома, но и с ближайших деревень:Носима, Кужбы, Дона, Жежима. С 1875 г. в училище учителем работает Василий Иванович Попов. Закон божий ведет священник Василий Дмитриевич Садоков, а с 1879 года Николай Михайлович Доброумов.

    В отчете по проверке работы училища в 1888 году отмечалось, что «дети отличаются благонравием, посещают храмы, где участвуют в пении и чтении… Но многие пропускают уроки по причине бедности. У большинства обучающихся нет достаточно приличной и теплой одежды и обуви, беспроходны пути сообщения…».

    1890 год. На содержание училища выделено 656 рублей, из них учителю —300, помощнику учителя — 120, преподавателю закона божьего — 60, на аренду здания под школу — 100, за квартиру учителя—36, сторожу — 40.

    1896 год. При училище открывается публичная библиотека для взрослого населения. Общие предметы преподает Мария Смелкова.
    1900—1901 учебный год. Преподавателем работает Анна Лыткина, ее помощником Николай Соснин. Язык обучения — русский, что создает большие трудности в понимании объясняемого коми детьми. Плату за учебу не брали, учебные принадлежности поступали из Усть-Сысольска. Коми книг и учебников вообще не было.

    В 1970 году учительница-пенсионерка Агния Александровна Попова вспоминала: «В 1909 году меня назначили второй учительницей в Усть-Куломскую земскую школу, которая размещалась в двух зданиях. Первое здание — это «желтая» школа; в центре села возле церкви. Вторая школа помещалась в Треня сикте в доме крестьянина Вась Матвея, где я и занималась с 1 и 2 классами. Заведывала обоими зданиями Ия Африкановна Каплина».

    В 1910 году в местечке Катыдпом в доме Ивана Николаевича Попова открыли второе начальное народное училище. В последующем его перевели в дом Дмитрия Ивановича Ракина.

    Обучали в обоих училищах по одинаковой программе. В 1913 году училось 170 человек, заведующим в первом училище стал К. Н. Микушев (работал в 1910—1916 годы), вместе с ним работали выпускница прогимназии Анна Петровна Осипова и выпускница женского епархиального училища Зинаида Андреевна Старцева.
    Закон божий вел священик Иван Николаевич Попов, гимнастику – бывший унтер-офицер Иван Егорович Чаланов. По другим предметам учили Мария Ивановна Распутина и Елизавета Ивановна Попова (потом Кремская), первая окончила женскую прогимназию, вторая — гимназию, обе имели учительские свидетельства.

    30 ноября 1914 г. в Усть-Куломе состоялось торжественное открытие Высшего начального училища. Большое двухэтажное здание с балконами было построено на берегу реки Вычегды по специальному проекту за счет средств казны. Заготовку материалов и строительство взяло на себя общество (усть-куломцы). Училище позволяло детям, окончившим начальные земские училища, получать расширенное начальное образование. Принимали детей от 10 до 13 лет, срок обучения составлял 4 года.

    Учебная программа включала преподавание закона божьего, русского языка и русской словесности, арифметики и начал алгебры, геометрии, географии, истории России с необходимыми сведениями из всеобщей истории, естествоведения и физики, рисования и черчения, пения и гимнастики. Для девочек преподавалось рукоделие.

    В первый класс приняли 30 учащихся волостей и деревень Усть-Куломской, Ручевской, Пезмогской, Деревянской, Усть-Немской, Кужской, Небдинской, Донской и Других. Единственный выпуск состоялся весной 1918 года (17 человек, остальные отсеялись).

    Заведующим учителем был Н. С. Замышляев. Закон божий преподавал И. Н. Попов. В 1915-1916 учебном году преподавали А. В. Мезенцев и М. В. Полякова. В 1917 г. предметы вели А. Н. Наместников, Н. С. Попова, закончившая Вологодскую женскую гимназию. Пение вел А. Е. Попов, дьякон церкви, выпускник Усть-Сысольского духовного училища.

    В 1918 г. Высшее начальное училище было преобразовано в советскую школу II ступени, земские начальные народные училища — в школы I ступени.
    Это были трудные годы становления советской школы. Во всем испытывался недостаток. Учебников не хватало, письменных принадлежностей вообще не было, писали на чем попало, чернила делали из сажи, уроки готовили при свете лучины.
    Тем не менее, школа была в центре всех проводимых политических кампаний: ликвидации неграмотности, повышении культуры людей, лесозаготовок и сельхозработ, борьбы с религией. В 1924 году образовалась пионерская организация. Школа не отказывала в приеме учащимся, желающим учиться дальше в Усть-Куломе. Начальные классы занимались в крестьянских домах Вась Матвея в Треня сикте, Саввы Иван Митрея в катыдпоме, Илля Микула в Няр сикте.

    В конце 20-х годов в Няр сикте была построена двухэтажная образцовая начальная школа. Продолжала функционировать «желтая» школа. Старшие классы занимались в двухэтажном здании на берегу реки Вычегды.
    Приступили к изучению коми языка и литературы. Преподавателями работали Василий Езикелевич Порошкин, Анастасия Ивановна Кипрушева, Елизавета Ивановна Кремская, Степан Васильевич Попов, Борис Константинович Упадышев, Анна Александровна Чуесова, Павел Александрович Полещиков и другие. В 1928-30 годы заведующим школы был М. А. Выборов.

    С 1 сентября 1930 г. в связи с образованием колхозов школа стала называться ШКМ. Учебными предметами были математика, физика, химия, естествознание, русский язык и литература, коми язык и литература, обществоведение, экономическая география, история, немецкий язык, агрономия, физкультура. Учащиеся были разбиты не на классы, а группы. Руководили ими преподаватели-групповоды.
    С 1930 года обучение детей в начальных классах стало обязательным, учебных классов не хватало, поэтому 1-4 классы проходили обучение во многих частных домах по месту жительства («Вятском» доме Охапкина, Сандро Вась Ивана и Сандро Егора Кипрушевых).

    В апреле 1932 года перевелась из с. Дон преподаватель естествознания Наталья Семеновна Тимушева. В последующие годы она завоевала большой авторитет как среди учащихся, так и взрослых усть-куломцев. Простота объяснения, различные формы урока, чуткое отношение к детям выделяли ее среди преподавателей.
    В 1934 году возвратилась в Усть-Кулом и стала преподавать Агния Александровна Попова. К 1951 году общий педагогический стаж у нее составил 39 лет, из которых 20 проработала в Усть-Куломе. В 1940 году Агния Александровна стала заслуженной учительницей школы Коми АССР.

    До 1933 года приказы по школе и всю документацию писали на русском языке. С января 1933 года стали писать на коми языке, а с ноября того же года латинскими буквами, но коми звучанием. Продолжалось так до июля 1934 года. В приказах мелькают выражения типа «период Сталинского похода», «чуждая классовая вылазка» и т. д.

    1939 год. В мае впервые в истории Коми АССР 17 лучших учителей были награждены орденами и медалями. Н. С. Тимушева получила орден Ленина. В последующем орденом Ленина также были награждены Е. И. Кремская (1889—1964 гг.) и К. В. Тарабукина, Набирали опыт и мастерство Г. А. Карманов и Г. Д. Спасская (в последующем Карманова). Преподавателей-мужчин начинают отправлять в ряды РККА. Усиливается спрос за нарушение трудовой дисциплины. Опоздание преподавателя на урок на 3-5 минут, как правило, заканчивалось появлением приказа.

    1940 год. За обучение в 8-10 классах стали взимать плату.

    1941 —1945 годы. В годы войны успеваемость резко упала, многие бросили учебу. Преподаватели Г. И. Попов, П. И. Ермолин, И. П. Потапов, А. С. Сахаров, И. И. Кузнецов, И. С. Черненко ушли на фронт и погибли. Для тех, кто остался в школе, работа стала еще более ответственной. Преподаватели и учащиеся работали на ферме, заготовляли сено, убирали хлеб, собирали теплые вещи, вязали носки, рукавицы и отправляли на фронт. Вернувшиеся фронтовики И. А. Сладкоштиев, И. М. Турышев, А. И. Липин все свои силы приложили обучению и воспитанию молодежи. Родина высоко оценила труд учителей в тылу: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне…» были награждены А. М. Кипрушева, А. С. Журавлева, А. И. Напалкова, О. Г. Елькина и другие.

    Послевоенное время поставило перед школой иную задачу — давать молодежи хорошую общеобразовательную подготовку. По 30-35 лет отдали школе учителя-ветераны А. И. Напалкова, В. А. Шучалина, А. Е. Кипрушева, А. Г. Попов. С. А. Удоратина, А. А. Попова, Р. А. Игнатова, Е. Д. Киричук, В. К. Максименко, Р. В. Попова, А. А. Торлопова, А. Е, Сладкоштиева, Т. В. Тимушева, К. Г. Липина и др.

    1951 год. Школа получила новое двухэтажное здание по дороге на аэропорт. В этом же году из-за недостаточного знания архивных материалов в школе отметили ложный 100-летний юбилеи.

    1966 год. Был установлен 10-летний срок всеобщего обязательного среднего образования, что в дальнейшем себя не оправдало.

    1984 год. В строй введено трехэтажное здание школы в кирпичном исполнении на 1176 мест. Это позволило прекратить занятия в «желтой» и Нижней школах. Условия обучения детей заметно улучшились. 1993 год. 1 сентября 150-ый раз прозвенел школьный звонок в день начала учебного года и десятый раз новое знание распахнуло двери перед учащимися. В юбилейном году в школе 1034 учащихся, 46 классов-комплектов (из них 22 — начальные), 15 хорошо оснащенных кабинетов, 2 спортзала, теплица, класс-гараж, библиотека, производственные мастерские.

    Образование и формы обучения

    Программа развития

    Программа рассмотрена на педагогическом совете школы 30.08.2017г, Совете родителей (законных представителей) учащихся школы 19.05.2017г, принята на общем собрании работников 30.08.2017г (Протокол №1 от 30.08.2017г).

    Цель программы - создание условий для развития школы как открытой инновационной образовательной системы, обладающей конкурентоспособностью, обеспечивающей качественное и доступное образование.

    Задачи программы

    1. Обновление содержания и технологий обучения в условиях внедрения ФГОС нового поколения
    2. Создание условий к получению образования детей с ОВЗ.
    3. Повышение эффективности использования современных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе информационно-коммуникативных.
    4. Создание среды для проявления , поддержки и развития творческих способностей каждого учащегося.
    5. Формирование творчески работающего педагогического коллектива.
    6. Сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.
    7. Усиление воспитательного потенциала школы через совершенствование методов и форм воспитательной работы.
    8. Развитие и совершенствование инфраструктуры школы.
    9. Повышение эффективности системы государственно-общественного управления, расширения форм сотрудничества с социальными и педагогическими партнерами школы.

    Ссылка на документ

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie